Городские первопроходцы

Любой город развивается на основе культурного, природного и транспортного каркасов. В этом смысле идея прироста населенных пунктов за счет строительства многоэтажных районов в полях оборачивается дискомфортом для горожан, на которых ориентированы новые микрорайоны. Все потому что полевые условия не позволяют добиться гармоничного соотношения этих трех китов градостроительства. Или позволяют, но требуют огромных вложений в создание транспортной, культурной и природной рекреационной функции. При этом мало кто использует ресурсы для модернизации внутри самого города, в тех же заброшенных промзонах. Исключением стал Наро-Фоминск. В рамках проекта пространственного развития заброшенная территория бывшего шелкового комбината трансформируется в полноценную часть города. И, что важно, строительство комфортной для человека среды не предполагает уничтожения исторических корпусов комбината. Более подробно о проекте редакции вестника ТПП рассказал его автор, член общественной палаты МО, руководитель архитектурного бюро «Яузапроект» Илья Заливухин.

Уплотнения не будет

— Основная идея проекта «Стратегия пространственного развития» предполагает рост существующего города за счет модернизации заброшенных промышленных и неразвитых территорий, которых в Наро-Фоминске достаточно. И все это находится в центре. Например, шелковый комбинат. На заброшенной территории за счет инвестора будет создана городская инфраструктура – инженерные сети, улицы, дороги, кафе, магазины, предприятия обслуживания на первых этажах и т.д. Мы не строим в полях, потому что для жителей такое строительство не приносит ничего, кроме обременений – инженерных сетей, дорог, которые надо туда вести и потом обслуживать. Об уплотнительной застройке речи тоже не идет. Я имею в виду именно модернизацию заброшенных промзон, неразвитых на данный момент территорий, снос и реконструкцию ветхого жилья.

Стратегию пространственного развития для города Наро-Фоминск – первую в Московской области — мы разработали совместно с группой компаний «Остов». Эта работа сделана в рамках программы губернатора «Облик городов».

На самом деле стратегии развития существуют во всем мире. Не генплан, который является документом с ПЗЗ — правилами землепользования и застройки, а именно стратегия, объединяющая усилия представителей власти, бизнеса, общественности и специалистов.

Важно, чтобы стратегия развития города соотносилась с социально-экономической стратегией развития региона. Мы понимаем, что идет активное развитие технопарков, к 2025 году в Наро-Фоминском районе планируется профицит рабочих мест. Мы считаем, что рост городов, их благоустройство, качественное развитие и прирост населения — это хорошо. Не строительство, повторюсь, в полях, а именно развитие существующих городов. Оно позволяет модернизировать сети, строить новые дороги и социальные объекты – школы и детские сады за счет инвестора. Руководствуясь таким подходом, мы разработали стратегию пространственного развития Наро-Фоминска.

Новая среда за счет бизнеса

Во всем цивилизованном мире вполне нормально, когда, прежде чем что-то делать, создается стратегия. Она обсуждается с жителями, согласовывается с властями и только потом становится планом для работы. В Наро-Фоминске мы объединились с группой компаний «Остов», которая уже в тот момент развивала территорию около железнодорожной станции Нара. На следующем этапе по инициативе предыдущего главы района Александра Баранова планировалось развитие шелкового комбината — было решено построить деловой центр. То есть, все предпосылки для реализации нашего проекта у Наро-Фоминска были еще до того, как был подготовлен и согласован проект комплексного развития.

Мы предложили сделать стратегию, которая будет являться основой для генплана города и позволит, наряду со строительством квадратных метров, благоустраивать среду, например, построить набережную. Игорь Леонидович Шаповалов, генеральный директор группы компаний «Остов», нас поддержал, и мы получили одобрение нового руководства района Вадима Вадимовича Андронова.

Было решено, что заказчиком работ станет районная администрация, а финансировать разработку стратегии будет частный инвестор — группа «Остов», потому что, к сожалению, в муниципальных бюджетах не заложено статьи расходов на стратегическое планирование.

На разработку стратегии ушел целый год. Только на комплексное исследование территорий, общение с жителями и представителями сообществ Наро-Фоминска мы потратили полгода. Летом и осенью в большом зале при администрации устраивали обсуждение концепции. В сентябре 2014 года концепцию одобрил архитектурный совет управления архитектуры Московской области. Стратегия содержит в себе не только градостроительную концепцию по развитию территории, но и экономический расчет схем реализации принятых решений. Экономический баланс, включающий все аспекты, необходимые для развития городских территорий и учитывающий интересы инвестора, стал основной идеологией нашей работы. Мы разбили город на участки и просчитали, сколько можно построить квадратных метров коммерческих площадей, сколько денег нужно потратить на выкуп земли, ее санацию, снос ветхого жилья, строительство самой недвижимости и благоустройство территорий, на набережные, дороги, инженерную инфраструктуру и т.д.. В стратегии четко показано: каким образом, за чей счет и в каком порядке планируемая новая городская среда может быть воплощена в жизнь.

Новая идеология

Этот проект уникален, потому что делается на основе единой полноценной стратегии развития, которой на данный момент нет в других городах Московской области. Есть генпланы, но они не всегда содержат стратегии пространственного развития.

Пока мы реализуем первый этап стратегии – построили здание делового центра на территории шелкового комбината, сделали круговое движение перед этим зданием — объект транспортной инфраструктуры, улучшив автомобильное сообщдение. Теперь строится многофункциональный жилой комплекс с благоустройством набережной реки Нара. По проекту возможные сроки полной реализации стратегии – 10-20 лет. По окончании этого срока Наро-Фоминск станет развитым современным городом. Главное — когда я говорю слово «развитие», я имею в виду развитие инфраструктурной среды, самого понятия «городская среда». Не застройку квадратными метрами — зданиями, а именно развитие городской среды – улиц, парков, обслуживающей их инфраструктуры за счет строительства и реализации жилых домов, деловых центров, культурных и общественных объектов. За 10-15 лет при темпах развития московского региона, когда вводится в эксплуатацию большое количество индустриальных парков, в которых будут работать люди, мы сможем предложить им максимально удобные условия жизни. В Наро-Фоминске уже сейчас есть общественный транспорт, железная дорога. У людей будет выбор: жить и работать в самом городе, либо, пользуясь общественным транспортом, доехать до технопарков, трудиться там, возвращаясь вечером в свой город. Во всем мире производства выведены за пределы исторического центра и есть так называемые индустриальные зоны. Сейчас, в связи с развитием транспорта и созданием качественной городской среды такой подход возможен и в Наро-Фоминске.

Вам может понравиться

Добавить комментарий